Средний срок службы автомобиля: сколько реально живут машины в России

Средний срок службы автомобиля: сколько реально живут машины в России

Самая грустная мысль для любого автолюбителя — осознание, что даже самая надежная и дорогая машина рано или поздно уйдет на покой. Вот вы только что купили новенький Toyota или Ладу, нюхаете свежий «заводской» запах в салоне, а годы идут — и вдруг вы понимаете, что пора бы задуматься… а сколько она ещё прослужит? И чего ждать через 5, 10 или даже 20 лет?

Что определяет срок службы автомобиля

Знаете, сколько в среднем «живут» машины в России? Средний возраст легкового автомобиля на дорогах страны — чуть больше 14 лет. Для сравнения, в Германии и Японии этот показатель порядка 10-12 лет. Основная причина такой разницы — в подходе к обслуживанию: где-то привыкли менять машины почаще, а где-то, как у нас, растягивают жизнь до последнего болта.

Физический срок службы авто складывается из кучи факторов. Первый и очевидный момент — конструкция самого автомобиля, то есть насколько качественно он собран, какие у него материалы, есть ли у него галимые слабые места. Потом идёт стиль эксплуатации: маршрут дом-работа по асфальту или доставка стройматериалов по ухабистой грунтовке. Наши климатические условия играют свою роль — например, соль и реагенты на дорогах зимой разъедают кузова куда быстрее, чем в сухом климате, например, в Австралии. Особенно страдают модели с плохой антикорозийной обработкой — тут у кого в роду ВАЗ был, поймет без слов.

Последний немаловажный пункт — это ваш подход к обслуживанию. Есть владельцы, которые даже мелкую лампочку не меняют, пока не загорится вся приборка, а есть такие, кто четко следит за ТО, не жалеет денег на оригинальные расходники и масла, а зимой откладывает машину в гараж. Согласитесь, разница в износе между этими двумя подходами огромна.

Интересный факт: мировой рекордсмен по пробегу среди легковых автомобилей — Volvo P1800. Его бывший владелец, Ирв Гордон из США, намотал на нем 5,2 миллиона километров до самой своей смерти в 2018 году. Честно говоря, русскому автолюбителю с такими пробегами не сравниться — средний пробег отечественной машины до отправки на металлолом — 200-300 тысяч километров.

Типичный пробег и возраст – кто и сколько живет

Давайте по-честному: новый Mercedes и старая «девятка» проживут в разы разное количество лет и километров. Немцы и японцы вкладывают больше денег и технологий в долговечность, а вот некоторые бюджетные модели, которые собирались на скорую руку, уже после 10 лет требуют капитального ремонта. Кстати, по данным российских дилеров, срок эксплуатации автомобилей до первого серьезного ремонта чаще всего колеблется в районе 120-200 тысяч километров. Да-да, столько обычный среднестатистический «семейный» водитель проезжает за 8-12 лет.

Посмотрите на таблицу. Живые примеры по типам авто:

Марка Средний срок службы (лет) Пробег до ремонта (км)
Toyota Corolla 18-20 350 000
LADA Granta 11-15 220 000
Ford Focus 12-16 250 000
Hyundai Solaris 13-17 280 000
Volkswagen Polo 13-16 250 000

Заметьте, цифры усреднённые — реальный срок всегда зависит от эксплуатации. Кому-то хватит на всю жизнь одного Hyundai за городом, а кто-то за пять лет угнетет любой Renault логан так, что тот рассыпется, даже не достигнув полмиллиона.

Кстати, нельзя сбрасывать со счетов менталитет. На вторичке нередко встречаются машины, которым по 25–30 лет, и владельцы уверяют: «Она еще походит!» Но если копнуть — основные агрегаты давно уже менялись, а ржавчина делает свое грязное дело.

Как определяют «смерть» машины – история и сегодняшний день

Как определяют «смерть» машины – история и сегодняшний день

Вы удивитесь, но даже в законах есть понятие «утиль». В ПДД прописано: если стоимость ремонта машины превышает половину рыночной стоимости, машину можно считать экономически нецелесообразно восстанавливать — проще продать на металлолом или пустить на запчасти.

А вот в Японии и Германии действует жёсткая политика — машины старше 10–12 лет там массово списывают. Причина проста: государство обязывает проходить каждый раз все более дорогие техосмотры, и многим владельцам проще купить новое авто. Поэтому в России полно праворульных японцев с идеальными кузовами и смешными пробегами: японцы свои старые авто просто выбрасывают, а у нас потом они ездят еще добрый десяток лет.

Бывает, встречаются в продаже старые «капсулы времени» — те самые дедовы «Жигули», по которым не видно ни намёка на износ, и пробег за сорок лет — 30 тысяч. Почему? Владелец ездил только летом на дачу и регулярно был на СТО. А вот машина, которая ежедневно возит коробки с «Почтой России», вырабатывается за какие-то пять-шесть лет.

Что еще может стать причиной кончины авто:

  • Ремонт становится дороже подержанного рынка;
  • Дефицит запчастей;
  • Кузов полностью «сгнил» и восстановить его невозможно;
  • Из-за новых экологических норм машину не пускают на дороги;
  • Владелец просто устал вкладываться, а покупатели уже никому не нужны.

Кстати, иногда «смерть» машины бывает временной: она уходит в долгий гаражный сон, а через 10 лет энтузиаст или коллекционер возвращает её к жизни. Но для обычных людей это редкость.

Можно ли продлить срок службы авто?

Многие машинки на вторичке выглядят крепкими только потому, что их не запускали. Правильный уход, частая замена масел и фильтров, шин, аккумулятора, бережная езда, а главное — участие владельца. Никто не мешает среднестатистической «Тойоте Королле» доехать до 400 тысяч километров, если соблюдать простые правила:

  1. Меняйте масло не реже, чем советует завод-изготовитель, и только то, что подходит по вязкости и спецификации;
  2. Контролируйте состояние подвески и тормозов. Не скупитесь на оригинальные детали или проверенные аналоги;
  3. Регулярно мойте днище и делайте антикор, особенно после зимы;
  4. Не воспринимайте профилактику как «навязывание услуг». Часто замена ремня ГРМ, жидкости или свечей обходится дешевле аварии двигателя;
  5. Следите за кузовом. Салон и внешний вид — не только вопрос эстетики, но и сохранности металла;
  6. Старайтесь как можно меньше ездить по ямам и не глушить двигатель без прогрева — это продлит жизнь мотору и коробке передач;
  7. Не игнорируйте диагностику при малейших «звонках» от авто — будь то посторонние звуки, запахи или сигналы на щитке приборов.

Даже при самом бережном уходе, конечно, мелочи всё равно будут ломаться, но вероятность капитального ремонта можно оттянуть на много лет.

Любой мастер с длиной бороды скажет: чем чаще автомобиль стоит, тем хуже для него. Нередкая картина — у друга Натальи стоит второе авто в гараже три года, а за это время даже прокладки высыхают, резинки трескаются, а топливная система подводит. Так что ездить надо — в разумных пределах. Простой убьёт машину быстрее, чем активная, но аккуратная эксплуатация.

Советы при покупке подержанной машины

Советы при покупке подержанной машины

Если вам попался автомобиль возрастом от 8 до 13 лет — не спешите думать, что он доживает последние годы. Гораздо важнее его история. Было ли регулярное ТО, есть ли сервисная книжка, кто и как на нем катался — это зачастую значимее, чем год выпуска или даже пробег. Особенно если срок службы автомобиля — главный критерий.

Вам на заметку пару полезных правил:

  • Проверяйте кузов на сколы и коррозию — даже один очаг может потребовать больших денег;
  • Не смотрите только на лак и обивку — смотрите подальше: днище, арки, чашки амортизаторов, скрытые полости;
  • Не ведитесь на уверения продавца, что «все работает» — ага, до первой замены масла;
  • Не стесняйтесь брать с собой знакомого эксперта или платить за диагностику на проверенной станции;
  • Проверьте оригинальность всех номеров и документов, чтобы не попасть на восстановленные или залоговые авто;
  • Старайтесь не связываться с машинами, которые долго стояли без дела — проще найти с честным большим пробегом, но живую и ухоженную.

И главный совет: если вы планируете «убивать» авто ежедневно на дальняках, закладывайте запас прочности — выбирайте не только сердцем, но и головой. Иногда новый бюджетник быстрее рассыпется, чем старенький японец с культурным прошлым.

Андрей Капустин
Андрей Капустин

Я работаю в автомобильной отрасли, специализируюсь на механике и инновациях в сфере автомобильных запчастей. Моя страсть — это постоянное совершенствование и изучение новых технологий, которые делают автомобили более надежными и эффективными. Я также пишу статьи и блоги о последних трендах в индустрии, делясь своими знаниями и опытом с другими энтузиастами автомобилей.

Написать комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Поле обязательно для заполнения *